Выставка работ харбинских художников
традиционного китайского жанра гохуа.

В конце января-начале февраля 2013 года в Новосибирском Доме Ученых состоялась выставка работ китайских живописцев, работающих в основном в стиле го-хуа. Что такое го-хуа? Можно сказать, что это разновидность акварели, поскольку в работе используются тушь или водяные краски, а в качестве основы служит бумага или шелк. Кисти делаются из бамбука и шерсти различных животных, что полностью соответствует западным традициям (и животных тоже берут вполне известных - белку, козу, кролика, оленей и т.п.) Дословный перевод означает нечто вроде "живопись нашей страны", а сам термин появился в конце 19 - начале 20-го веков как противопоставление появившимся тенденциям западной живописи (сияхуа). Гохуа следует традициям, которым больше тысячелетия, - так рисовали в Китае в 3-2 вв. до н.э., так что ее действительно можно считать традиционной китайской живописью. Она достаточно близка к каллиграфии, хотя нельзя прямо сказать, что это она и есть. Все же акварель по смыслу неизмеримо ближе.
Можно встретить так же термин шуймохуа, который означает "живопись тушью". К слову сказать, юхуа, т.е. масляная живопись в Китае тоже есть.
По ходу текста я буду вставлять разные комментарии о стиле го-хуа, а сейчас пора уж и на саму выставку заглянуть.
Уже исчезнувшая Афиша Дома Ученых новосибирского Академгородка гласила, что "Художники Харбина представляют традиционную национальную живопись различных школ. В одних уделяется больше внимания пейзажам, цветам, в других - фигурам человека и животных, в третьих - птицам, рыбам, камням и т.д. На выставке представлены практически все направления. Так, художник Сю Фэнчу – мастер изображения фигуры человека. Хао Го Цзэн художник живописи более современной направленности. Го Чан мастерски пишет птиц и рыб. Тан Цэцюнь удивляет кропотливой резной техникой по цветной бумаге. Этот автор записан в книгу рекордов Гиннеса за работы длиной более 30 метров. Ли Дэшунь - мастер сюжетной композиции, в его работах представлены турниры философов и поэтов."


выставка китайских художников

Так уж получилось, что я начала со второго зала и первая же работа меня поразила. Я прочитала, конечно, слова "резная техника", но поначалу мне не поверилось, что это действительно все вырезано. Я даже попробовала потрогать это пальцем в углу, и убедилась, что на ощупь почти ничего незаметно. Но свет отчетливо показывает именно вырезанную работу. Итак...



выставка китайских художников

Тан Цэцюнь. 100х220.
Резная техника.

По правде сказать, это, конечно, совсем не акварель и даже не живопись. Но это тоже традиционное китайское искусство, оно называется "дянь джи" - вырезание. Работа, естественно, очень тонкая и сложная.


выставка китайских акварелистов

Та же работа, фрагмент.


выставка китайских художников

Сю Фэнцю. 60х80
Распустившийся цветок приносит богатство
Надо сказать, что большинство работ размещены на шелке (т.е. бумага прикрепляется к шелку, хотя бывают случаи, когда она просто помещена между двумя палочками, более всего напоминающими оконные штапики.


выставка китайских акварелистов

Го Чан. 60х60. Го-хуа.
Весеннее пожелание богатства

Всего на выставке было представлены работы 7 художников из Харбина (объявлено было меньше), и вот что сказал о методах работы в го-хуа, куратор выставки Александр Шафеев (передача Академ ТВ):
«Китайцы настраиваются на работу, чтобы закончить ее независимо от сложности за один прием. Это может быть целый день или два. Чтобы сохранить настрой, потенциал, старается передать заряд за один прием».
Интересно, что куратор такой же выставки в Омске сказал то же самое. Кстати, по ссылке есть видео с выставке



выставка китайских художников

Го Чан. 60х60. Го-хуа.
Голуби и пионы
(пион в Китае - символ любви, если верить передаче)
Вообще же Китае чрезвычайно развита благожелательная символика, поэтому почти все имеет свой некоторый положительный смысл. Цветок мог олицетворять определенное время года, а также различные эпические понятия: стойкость, мужество, благородство, нежность. Все многообразие мира художник «го хуа» может передать лаконичной сценкой, одним или двумя предметами. Правда, я читала, что пион - символ богатства и процветания; бамбук означает стойкость и мужество; хризантема, орхидея, лотос соответствовали идее "цзюнь цзы" - «истинно благородному человеку».


выставка китайских акварелистов

Сю Фэнцю. 60х120 Го-хуа. Повсюду цвет, небесный аромат


выставка китайских художников

Го Чан. 140х80. Го-хуа.
Очарование весны. Сю Фэнцю
(я знаю, что надписи разные и выходит, что художники тоже, но я что сделаю? По стилю больше похоже на Сю Фэнцю)



выставка китайских акварелистов

Сю Фэнчу. 140х60. Го-хуа
Смутные грезы (рассказ 1973 года).


выставка китайских художников

Сю Фэнчу. 140х60. Го-хуа
Тайная встреча с возлюбленным
(девушка встречается в саду с возлюбленным, для которого написала стихотворение на веере, рядом с названием картины помещена строчка из этого стихотворения)
Кстати, разные пожелания, изречения, стихи и т.п., которые пишут на работе наравне с собственно изображением, так называемое Се И - выражение идеи.


выставка китайских акварелистов

Сю Фэнчу. 140х60. Го-хуа
Женские образы, красавицы Китая обычно выделяются в целый отдельный жанр жэнь-у, который вообще включает в себя изображения людей. Положено было изображать не только красоту девушки, но и красоту ее наряда.


выставка китайских художников

Сю Фэнчу. 80х160. Го-хуа
Смеющийся Будда


выставка китайских акварелистов

Сю Фэнчу. 140х60(?). Го-хуа



выставка китайских художников

Сю Фэнчу. 100х180(?). Го-хуа
12 драгоценных шпилек из Цзиньлиня
(Тема двенадцати красавиц очень часто встречается в китайской живописи. В одном из самых популярных классических романов Китая, "Сон в Красном тереме" Цао Сюэциня (1724-1764), описывается жизнь потомка аристократического семейства Цзя Баоюя, которого на протяжении всего романа окружают 12 красавиц - это и сестры его, и любимые девушки, и родственницы. Одно из ранних названий романа "Двенадцать драгоценных шпилек из Цзиньлиня", что как раз и символизирует 12 красавиц, поскольку в романе концентрируется внимание на описании женских образов этих героинь.)



выставка китайских акварелистов

Сразу четыре работы, сейчас будет каждая по-отдельности (мои извинения за передачу цвета, далеко не всегда есть нормальное освещение, и не всегда можно использовать вспышку)


выставка китайских художников

Го Чан. 80х80. Го-хуа.


выставка китайских акварелистов

И Юцинь. 55х50. Го-хуа.
существовала еще одна школа живописи под названием Сэ Шэн (изображать жизнь). Гун Би, о которой речь пойдет чуть ниже, родилась из этой школы.


выставка китайских художников

И Юцинь. 55х50. Го-хуа.


выставка китайских акварелистов

И Юцинь. 55х50. Го-хуа.


выставка китайских художников

Тан Цэцюнь. 40х80.
Резная техника.
Резные тигры привели нас в смущение, ибо следующие два будут трогательно похожи. Настолько, что отличие мы нашли буквально в паре черточек. Позже оказалось, что мастера обычно берут сразу несколько листов, поэтому получается копия.


выставка китайских акварелистов

Великолепный вид
(И подписи, чей это орел нету, хотя можно предположить, что это Сю Фэнцю. На этой выставке вообще с подписями была известная проблема...)
Кстати, подобная прорисовка деталей называется "гун би" - прилежная кисть. Но рисовать надо исключительно по памяти. Для того, чтобы это было возможно, приходится много гулять и запоминать, причем не только образы, но и впечатления. В данной коллекции собраны технически довольно сложные работы, если верить знатокам вопроса. Обычно в стиле Гун би рисовали придворные живописцы, им же вменялось в обязанность точно передавать портреты китайских императоров и интерьеры дворцов.


выставка китайских художников

И Юцинь. 55х50. Го-хуа.
Хотя Се И означает некую философскую идею, это не означает еще, что она должна была бы непременно быть записана текстом. На самом деле это один из жанров китайской живописи и даже более того - один из основных традиционных стилей. В рамках стиля "се и" художник оперирует свободной экспрессивной линией, небрежными, расплывающимися пятнами, но за кажущейся небрежностью ощущается выверенность каждого элемента, соответствующего принципу "идея рождается раньше кисти".
Вот как говорит об этом преподаватель Виталий Близнецов:
В этом направлении нет эскиза – только образ в сознании автора. И эта идея передается на бумагу немногими сильными штрихами – ударами кисти. В завершение несколько сочных полутонов тушью и получается картина похожая на набросок, но наполненная жизнью, точным отображением сути происходящего и поэзией.
Кажущаяся незавершенность и недосказанность предполагает диалог автора и зрителя – довершение работы происходит после, при рассмотрении свитка.



выставка китайских акварелистов

Тан Цэцюнь. 40х80.
Резная техника.
Первый из одинаковых тигров



выставка китайских художников

Сю Фэнцю
Сосна приветствует восходящее солнце


выставка китайских акварелистов

Сю Фэнцю. 160х80. Го-хуа
8 лошадей


выставка китайских художников

Кун Сялан 40х200. Го-хуа
Ученые мужи пьянствуют на симпозиуме пьют чай
Прошу прощения за качество изображения
Хотя Се И означает некую философскую идею, это не означает еще, что она должна была бы непременно быть записана текстом. На самом деле это один из жанров китайской живописи и даже более того - один из основных традиционных стилей. В рамках стиля "се и" художник оперирует свободной экспрессивной линией, небрежными, расплывающимися пятнами, но за кажущейся небрежностью ощущается выверенность каждого элемента, соответствующего принципу "идея рождается раньше кисти".


выставка китайских акварелистов

Кун Сялан 40х200. Го-хуа
Очарование осени


выставка китайских художников

Сю Фэнцю
Вселенная проникает в душу


выставка китайских акварелистов

Тан Цэцюнь. 60х80.
Резная техника.



выставка китайских художников

Тан Цэцюнь. 40х80.
Резная техника.
Второй из одинаковых тигров



выставка китайских акварелистов

Сю Фэнцю.
Средь чистых вершин
Размер работы не указан, но я полагаю, что где-то 40х150 (так же, как и все пейзажные работы этого художника выше)


выставка китайских художников

Тан Цэцюнь. 40х80.
Резная техника.


выставка китайских акварелистов

И Юцинь. 55х50. Го-хуа.
Вообще-то, на мой взгляд, устроители выставки могли бы побеспокоиться о переводе надписей с картин, благо рядом находится НГУ, а там - факультет восточных языков. Но в нашем Доме Ученых иногда странные вещи происходят в смысле собственно культуры и образования, а от "ученых" там давно одно название осталось и портрет Лаврентьева на втором этаже...
Правда, Академ ТВ сделало передачу, из которой следует, что хотя бы Гуманитарный факультет НГУ на выставке отметился:
Елена Войтишек, зав. кафедрой востоковедения ГФ НГУ: «Мы поучаствовали в этом проекте, обеспечив грамотное методическое и научное сопровождение выставки. Нам удалось привлечь наших студентов, которые сделали переводы, более-менее адекватные, я сейчас проверила. Правда, не все поддается быстрому пониманию, но в целом выглядит грамотно»


выставка китайских художников

И Юцинь. 55х50. Го-хуа.


выставка китайских акварелистов

И Юцинь. 55х50. Го-хуа.


выставка китайских художников

Тан Цэцюнь. 80х140.
Резная техника.
Вероятно, не надо представлять знаки китайского (восточного) гороскопа? :)


выставка китайских акварелистов

Сю Фэнцю. 80х160. Го-хуа.
Сто пожеланий долголетия



выставка китайских художников

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа
Трудолюбие будет вознаграждено небесами


выставка китайских акварелистов

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа
Благостный ветер дарует гармонию и процветание


выставка китайских художниковвыставка китайских акварелистов


Го Чан. 120х20. Гохуа.


выставка китайских художниковвыставка китайских акварелистов
Го Чан. 120х20. Гохуа.
Си Ши совершает омовение
Го Чан. 120х20. Гохуа.



выставка китайских художниковвыставка китайских акварелистов
Го Чан. 120х20. Гохуа.
Гуйфэй напилась вина
Го Чан. 120х20. Гохуа.
Дяо Чань поклоняется Луне



выставка китайских художниковвыставка китайских акварелистов
Го Чан. 120х20. Гохуа.
Чжаоцзюнь покидает Китай
Го Чан. 120х20. Гохуа.


выставка китайских художников

Хан Го Цзэн. 120х60. Го-хуа
Изящные движения молодого дракона


выставка китайских акварелистов

Хан Го Цзэн. 120х60. Го-хуа
Хозяин горы
Как ни странно, многие искусствоведы видят в традиционной го-хуа влияние и западного искусства. В частности, именно с Запада пришли в этот жанр натюрморты и обнаженная натура, приемы импрессионизма и постимпрессионизма.


выставка китайских художников

Хан Го Цзэн. 120х60. Го-хуа
Орел на сосне


выставка китайских акварелистов

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа
Селение в горах


выставка китайских художников

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа
Рыбаки на реке Цуньцзян


выставка китайских художников

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа
Рыбаки на реке Цуньцзян. Фрагмент


выставка китайских художников

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа
Рыбаки на реке Цуньцзян. Фрагмент


выставка китайских акварелистов

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа


выставка китайских художников

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа



выставка китайских акварелистов

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа
Цветущий поток горы Сюаньшань


выставка китайских художников

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа
Гора Чуньшань после дождя


выставка китайских акварелистов

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа


выставка китайских художников

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа
Весенняя мелодия в Цзяннани


выставка китайских акварелистов

Ян Эрфэй. 80х160. Го-хуа


выставка китайских художников

Ян Эрфэй. 80х160. Го-хуа


выставка китайских акварелистов

Ли Дэшунь. 80х160. Го-хуа


выставка китайских художников

Красная слива
(возможно снова Ли Дэшунь, но вообще я, мягко говоря, удивляюсь, что на одной из центральных картин выставки нет автора. Это даже на снимке видно. Бумажка слева - с названием, автора нет. Наверное, ДУ не получил денег за проведение этой выставки... Ну, или у семи нянек...)


выставка китайских акварелистов

Су Чи. 40х80. Го-хуа
Восточные петухи


выставка китайских художников




выставка китайских художников




выставка китайских акварелистов




выставка китайских художников




выставка китайских акварелистов

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа.
Селение в горах


выставка китайских художников

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа
Черные воды реки Ло в горах Хуаншань


выставка китайских акварелистов

Хан Го Цзэн. 80х80. Го-хуа
Гора Хуцзяньшань
Еще раз мои извинения за качество снимка, снималось "из-за угла", поскольку прямо пройти невозможно было.


выставка китайских акварелистов

Информационный текст о выставке



выставка китайских художников

Хан Го-зен. Информационный листок


выставка китайских художников

Хан Го-зен. Информационный листок
В нем следующий текст:
Хан Го-зен
Родился 29 июля 1965 г.
В 1986 г. закончил китайский картинный (гон-хуйа) факультет Харбинского педагогического института. Член союза художников Харбина с 1995г.
Зам.директора Харбинского художественного музея Лай-тяньань.



выставка китайских художников

Ли Дэ-щунь. Информационный листок


выставка китайских художников

Ли Дэ-щунь. Информационный листок
В нем следующий текст:
Ли Дэ-щуньн
Родился 24 марта 1951 г. в г.Харбине
В 1975 г. закончил художественный факультет Зий-линского педагогического института. В 1993 г. Харбинская картинная галерея сыдэ директор (ошибки в русском языке есть, но я сохраняю авторский текст) В 1994 г. член союза художников про Хэйлун Цзян.
В 2008 г. Зам.директора Харбинского Музея Ежедневной газеты (Хэйлун Цзян).

Теперь бросим взгляд на первый зал...


выставка китайских художников


выставка китайских художников


выставка китайских художников


А это бонусы в переходе между залами. Я начну с тематических - выставка предметов китайского быта:


выставка китайских художников

На этом и следующем снимке - художественное резное панно с традиционным сюжетом, характерным для мировоззрения "человека культуры", занимающегося музицированием, игрой в шашки, каллиграфией, сочинением стихов и живописью.


выставка китайских акварелистов


выставка китайских художников

Это, к сожалению, плохой снимок, а на нем традиционные китайские веер и кукла народности чжуань.


выставка китайских акварелистов

Резное панно с эротическими сюжетами


выставка китайских художников

На переднем плане неизвестная мне китайская логическая игра цихуэйвань, что означает "семь умных кусочков". Подразумевается составление разных фигурок из этих кусочков.
Знатоки вопроса из дружественной Болгарии подсказывают мне, что это знаменитая игра Танграм, представляющая собой квадрат, разрезанный на части, из которых и составляются фигурки.


выставка китайских акварелистов

Книга перемен - книга, карты и гадание


выставка китайских акварелистов

И вполне "европейские" карты в восточном стиле


выставка китайских художников

Чемоданчик с гадальными бирками


выставка китайских акварелистов

А это очень похожий на эти бирки чай пуэр


выставка китайских художников

Китайские шахматы


выставка китайских художников

Это работы художника-керамиста Владимира Юделевича, работающего в традиционном, но не для Китая, а для Японии жанре э-ута.


выставка китайских акварелистов

Посмотреть другие работы В.Юделевича можно у него на сайте, посвященному э-ута.


выставка китайских художников

А это уже работы местных умельцев


выставка китайских акварелистов

Керамика супругов Шляга


выставка китайских акварелистов

Русские куклы


выставка китайских акварелистов

И почти китайские карпы среди фонтанчиков Зимнего Сада Дома Ученых

Наконец, на последних - все участники похода:
Шен - великий мастер шариков темари и не менее великая поэтесса хайку :)

выставка китайских акварелистов

Ну, и мы, скромные местные жители...


выставка китайских акварелистов




выставка китайских акварелистов




выставка китайских акварелистов




выставка китайских акварелистов

ну, и я, не совсем на выставке :)
Еще источники информации про го-хуа:

Классическая китайская живопись го хуа
Китайская традиционная живопись Го Хуа
Абстрактный экспрессионизм и китайская национальная живопись го-хуа конца ХХ в.






в раздел "искусство"

возврат на начальную страницу сайта


© El-Star
06.02.2013 р.Х.


Последние изменения El-Star
06.02.2013 р.Х.
Яндекс.Метрика