ТРОПИНКА В САДАХ

Шарль и Татьяна ИЛУЗ, ландшафтный дизайн

Александр ТЕЛАЛИМ, живопись, графика, каллиграфия


Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз

Измаильская картинная галерея
3-12 августа 2013 г.



Измаил. Картинная галерея Одной из главных целей нашего визита в Измаил стала открывшаяся там в это время выставка сразу двух художников, работающих в совершенно различных стилях, несмотря на то, что выросли они оба из одной и той же школы.
Речь идет о выставке «Тропинка в садах» Александра Телалима, ныне живущего в Болгарии, и Татьяны и Шарля Илуз.
Татьяна ныне живет в Израиле, где вместе с мужем Шарлем занимается тем, что можно с известными ограничениями назвать ландшафтным дизайном. Впрочем, об этом чуть позже, а сначала об измаильской художественной школе, из которой они оба вышли.

Школу эту создал и много лет поддерживал Петр Петрович Чакир, являющийся в свою очередь представителем южнорусской школы живописи, вот уже более ста лет остающейся неповторимым явлением в живописи мировой. При этом надо сказать, это явление не сильно известно как на своей исторической родине, которой можно считать Одессу, таки и собственно на территории бывшего СССР. Если посмотреть работы этой школы, начиная с начала 20-го века, то характерные черты настолько бросаются в глаза, что далее их уже просто невозможно заметить.
Однако школа Чакира отличается и от этих направлений хотя бы тем, что в основном существовала в Измаиле (сам он в этом городе жил с 1967 г.), неформальной столице Бессарабии, и это наложило свой отпечаток.

Дело в том, что Бессарабия – это совершенно уникальный регион в нынешней Украине, он был таковым и в бывшем Советском Союзе, вероятно, еще и раньше это тоже было столь же уникальное место. Учитывая невероятное смешение народов и культур, следовало ожидать, что именно здесь может появиться и уникальная живопись, и в общем-то это легко видеть по представителям измаильской школы художников. Сам Чакир родом из гагаузского села Котловина Ренийского района, его предки были священниками и крестьянами и влияние традиционной болгарской школы православной иконописи можно заметить в его работах.

Столь длинное вступление о Чакире и его школе имеет смысл не только из общих соображений, но и по той простой причине, что оба художника решили посвятить свою выставку именно ему (он умер в прошлом году, после чего стал Почетным жителем г.Измаила (лучше поздно, чем никогда, да… но я это даже комментировать не буду). Посмотреть же его работы почти нигде и нельзя, в сети они практически не представлены. Можно посмотреть на ютубе весьма несовершенный мой ролик из почти всего, что в сети можно было найти:
В связи со смертью можно было бы ожидать появления более подробной информации, однако пока ее нет.

Но вернемся к выставке.

Она была представлена во всех трех основных залах измаильской художественной галереи, и я начну ее описание последовательно, с первого зала, где были представлены в основном работы Татьяны и Шарля Илуз.


Для начала я сделаю некоторое отступление. Дело в том, что я и мои спутники, разумеется, как и обычно, последовательно перефотографировали все, что находилось на выставке. Однако наши фотографии часто уступают по качеству тем, что есть у авторов выставки в сети, например, на Фейсбуке (в этой социальной сети можно найти работы и Александра Телалима, и Татьяны и Шарля Илуз). Поскольку зрителя обычно интересует качество, а не наши фотографические эксперименты, после некоторого размышления, я решила использовать авторские фотографии везде, где работы представлены крупным планом, и вообще везде, где это возможно. Мои личные глубокие благодарности как Александру и его сестре Татьяне, так и всем, кто предоставил мне свои фотографии с этой выставки.


Открывали эту стену несколько работ Александра Телалима. Основная часть экспозиции его была в двух других залах, но я все пройду последовательно.
Сначала (первая стена) будут просто фотографии, потом еще и мои пояснения. (Кликнув на картину, можно посмотреть ее в большем размере, лучшего качества и в отдельном окне)

Левая стена выставки



Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз

О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему -
В этом высший подвиг цветка

Басе
(пер. Т. Соколовой-Делюсиной)

Звезда над садом



Все озарилось.
Поистине так светла
Эта лунная ночь,
Что сердце уплыло ввысь.
Там и живет - на небе.

Сайге
(пер. В.Марковой)


Следом шли его же "Ирисы"

Александр Телалим. Ирис

Общий вид этой стены
(обратите внимание, что даже на полу, как и положено в любом хорошем саду, свои украшения!)
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз

А это изумительные фотографии, сопровождающие творчество Татьяны и Шарля Илуз
Хотя у меня и было разрешение авторов на использование оригинальных фотографий, размещенных у них в галереях на Фейсбуке,
на практике их там оказалось так много, что найти все, что были представлены на выставке, не представлялось никакой возможности - выбор был слишком велик.
Так что рекомендую зайти и посмотреть на красоту природы, запечатленную двумя художниками
(ссылки есть вначале страницы)


Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз

Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз


К сожалению, у авторов не всегда удавалось найти оригиналы, а фотографии тоже оказывались не самыми лучшими.
Тем не менее, не могу удержаться, чтобы не выложить эти две фотографии.
Левая - просто воплощение осеней поэзии.
К моему сожалению, подписи тоже не удалось восстановить
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз


Две работы в центре зала:

Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз

О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему -
В этом высший подвиг цветка.

Басё
Пер. В.Марковой


Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз
Сад в Метуле - самом северном городке Израиля.
Год создания - 2009


Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз

Правая часть стены:

Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз


Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз

Ниже представлены многочисленные фрагменты

Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз
Совместная работа
Александра и Валентины Телалим
Шарли и Тани Илуз
"ЛИЛЕЙНИКИ"
Мозаика, речные камни, 2011 г.
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз
Ландшафтные скульптурные элементы.
Керамика


Так рождается сад
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз

По правде сказать, именно эти снимки в хорошем разрешении не удалось найти, но где-нибудь здесь очень много подобных. Я вот лично с большим интересом посмотрела, как переносятся растения-длинномеры, но поскольку Татьяна не стала включать эти снимки в стенды своей выставки, то и я этого делать не буду. Желающие велкам по ссылке.

Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз









Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз









Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз


Пол в этом саду тоже был совершенно потрясающим
(отличная идея, между прочим!)

Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз

Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз


Конечно, с одной стороны, это чистой воды ландшафтный дизайн, однако мне представляется, что этот термин носит слишком расплывчатый характер, чтобы его употреблять по отношению к выставке. Автор – Татьяна Илуз – использует именно его, но с другой стороны, правильного описания того, что они делают, просто нет. Дело в том, что ландшафтным дизайном сегодня называют нечто, связанное с растительным миром и архитектурой, которые должны быть вписаны друг в друга и соответствовать при этом окружающей действительности. В силу расплывчатости формулировки в это понятие включается решительно что угодно, от бестолковой организации клумбы на дворовом участке до садов английской королевы, версальского парка или, скажем, флорентийского Боболи. Крайне редко при этом можно встретить по-настоящему грамотное сочетание ландшафта и окружающей его растительной и архитектурной обстановки, так что использовать в данном случае стандартную терминологию неудобно: она слишком расплывчата и неопределенна.
Поэтому я изложу то, что узнала, с любезного разрешения обоих авторов, а мы тем временем перейдем ко второй стене (прямо напротив двери).
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз В том случае, если пытаться реализовать начальную идею ландшафтного дизайна и добавить в нее психологическую составляющую, которая всегда присутствует в силу того, что природная обстановка имеет свойство серьезно влиять на наше настроение, можно получить нечто совершенно фантастическое по степени воздействия. За примерами можно далеко не ходить, практически каждый из нас на своем собственном опыте знает, как действует на людей красивый парк или даже обычные деревья и клумба во дворе. Однако эти действия можно назвать нецеленаправленными: обычный парк создается «в целом», его композиция может быть привязана к окружающей архитектуре, но чаще всего нет и этого. Это просто некое красивое или не очень место для отдыха. В смысле психологии можно сказать, что такой парк предназначен для воздействия на самых разных людей без учета их индивидуальных особенностей.
Иное дело, если сад создается по желанию совершенно конкретного заказчика, точнее даже его семьи, и эти желания учитываются в процессе создания сада. В этом случае ландшафтный дизайн или то, чем занимаются Татьяна и Шарль Илуз, становится разделом искусства и способом создания нового мира, своего рода волшебной страны, куда можно убежать от внешних проблем и которая незаметно для глаза меняет самого владельца. Татьяна и Шарль действительно настоящие волшебники: они учитывают даже возможные изменения в семье, за которыми должен успеть и растущий сад.
Татьяна Илуз, изначально занимавшаяся керамикой, сравнивает создание садов со своего рода ожившей трехмерной картиной, и ее цепочка: двумерная живопись – трехмерная керамика – ожившая трехмерная картина-сад, вечно живая и вечно меняющаяся, кажется гениально точной в определении этого жанра искусства.
Однако замыслить мало, надо еще реализовать, и именно это раз за разом удается Татьяне и Шарлю в далеком Израиле, где разбитие садов требует не только учета требований заказчика, ландшафтного дизайна и композиций, но и серьезной технической и мелиоративной подготовки земли. В пустыне любая оплошность на стадии планирования и закладки фундамента сада обернется его гибелью, так что ошибаться тут нельзя.
Работа над созданием сада начинается с серьезного инженерного планирования, в ходе которого надо не просто заложить будущий живой мир, но еще и учесть, как он будет выглядеть через пять и десять лет, а еще учесть сезонные изменения в течение года, архитектуру дома и окружающий ландшафт. Одним словом, это большая и сложная работа, требующая скрупулезного и точного подхода во всех мелочах. Если все удается, то сад начинает звучать как хороший ансамбль, причем каждый сезон будет звучать своя мелодия.
После подготовительных работ закладывается своего рода фундамент сада, который никогда не будет доступен глазу. Если бы можно было позже разрезать сад как своего рода торт, то мы бы увидели своего рода кровеносную систему, которая состоит из корней, труб системы питания и полива сада и электрической сети освещения, наверху же остается только царство гармонии человека и природы.
Татьяна и Шарль Илуз каждый раз воспроизводят кусочек культуры, образ другого мира – восточного, английского, французского, при этом часто оказывается, что они изменяют не только окружающий ландшафт или создают пейзаж. Они меняют еще и самого человека, который будет владеть этим садом, его внутренний мир, гармонизируют и создают ему новые тропинки в саду, которые позже могут оказаться новыми тропинками и в его жизни. При этом в основе их искусства лежит политика ненасильственного создания сада, гармоничное взаимодействие с миром и с людьми, которые в него вписаны.
Выставка "ТРОПИНКА В САДАХ". Александр Телалим, Шарль и Татьяна Илуз

Слева направо: Шарль Илуз, Татьяна Илуз, Александр Телалим

Второй и третий залы, а также частично и первый содержали акварели известного болгарского художника Александра Телалима. На первый взгляд было сложно совместить акварель и ландшафтный дизайн и изначально могло даже показаться, что основная цель выставки – продемонстрировать творчество брата и сестры – Александра и Татьяны. Но на самом деле, философская и творческая идея тропинок в садах легко прослеживалась в работах Александра независимо от первой части выставки. Более того, можно утверждать, что акварели органично дополняли фотографии садов Татьяны и Шарля, переплетаясь с ними в единстве процесса создания новых миров, меняющих зрителя.
По правде сказать, собираясь на эту выставку, я предполагала довольно банальное совмещение темы: использование цветов и пейзажей Александра вместе с фотографиями из садов семьи Илуз. Это решение напрашивается почти само собой и, конечно же, по эффектности вполне подходило к замыслу.
Однако в том прелесть работ Александра, что они никогда не бывают столь простыми и линейными, как это можно ожидать. Действительно, на этой выставке было достаточно много маков, ирисов, камышей и даже родопские горы, однако достаточно было «свернуть за угол» по тропинке, то есть подойти к другой части зала, чтобы встретить «Семью», «Небо для двоих» или просто «Свет на холсте». И каждый раз это создавало ощущение того, что ты завернул в какое-то иное пространство или иное измерение. В результате, можно было ощутить многомерность этого мира, не выходя из зала измаильской художественной галереи. Если же вспомнить, что и отдельные фрагменты его работ зачастую выглядят как дорога в еще одно измерение, становится понятным, что в этом пространстве легко затеряться надолго.
О работах Александра Телалима можно очень много говорить. То же желание ненасильственной работы с природой и материалом, о которой говорила Татьяна, безусловно используется и Александром, позволяющем акварели течь совершенно свободно и использующем это ее свойство, которое тоже требует умения предвидеть, как будет выглядеть конечный результат. В результате его акварели тоже становятся живыми и обретают собственное звучание.
Однако для меня лично были удивительными даже не столько сами его работы, сколько их суммарное воздействие на зрителя. Третий, дальний зал, представленный, в основном, его каллиграфией, которую, видимо, надо назвать «каллиграфической живописью», и удивительными «глазастыми» маками производил удивительно умиротворяющее впечатление, действительно сравнимое с действием дорожки в саду. Впрочем, «Сад влюбленных» здесь тоже был и выглядел скорее как блики солнца на воде и листьях, чем традиционный пейзаж и временами можно было сказать, что здесь больше жизни и реализма, чем в иных реалистических работах.
Отдельно стоит упомянуть о каллиграфиях, которых тут было удивительно много. Во-первых, можно считать оригинальной идеей выставить несколько работ, посвященных одному и тому же стихотворению. Благодаря этому, можно было легко отделить звучание хайку (а на работах Александра в основном хайку японских, болгарских и русских поэтов) от звучания самой живописи, которая каждый раз имела свои оттенки, словно сад в разные времена года. При этом сами работы походили скорее на китайскую живопись, где каллиграфия неразрывно связана с пейзажем и общей композицией работы, нежели на более строго канонизированные японские варианты каллиграфии. И это, безусловно, очень интересная идея и направление в этом жанре. Явственное наличие общей формы у каллиграфии и связь этой формы с содержанием самого хайку заставляют подолгу разглядывать каждый листок, словно виды, открывающиеся за каждым поворотом тропинки сада.
Во-вторых, следует отметить разный материал, использованный для создания каллиграфий – от традиционной японской рисовой бумаги до почти подручных средств, создававших или, во всяком случае, передававших поразительно точный эмоциональный эффект.
Кстати, и сами выбранные или даже написанные Александром Телалимом стихи тоже никак нельзя назвать однозначными или одномерными. Каждое из них несет в себе глубину и философию нескольких измерений, сплетая поэтический замысел с художественной реализацией.
Интересны были и отдельные работы, и их серии. Группа кариатид и несколько семей были отличной поддержкой садов, словно бы они создавались для них тоже.
Жаль, что нельзя было целиком увидеть выставку, название которой на русский можно было бы перевести как «в ботинках Ван Гога», или посмотреть на все знаменитые домики и фигурки, похожие на то, как рисуют дети, и одновременно столь философичные, смешные и грустные одновременно…
Я, разумеется, не разгадала всех смыслов на этой выставке, это было, пожалуй, и невозможно, да и дорожки в саду у каждого свои. Но напоследок я хочу сказать еще об одной… одной из основных тропинок-стен, что содержала пейзажи и работы из серии «Камыши». Она, как мне показалось, прокладывала тропинку не только среди гор или к озеру Ялпуг, но и связывала между собой Бессарабию и Болгарию, которые обе можно считать землей предков Александра. И эта связь людей, времен и миров между собой, - то, ради чего стоило проделать путь из Новосибирска в Измаил на эту выставку.




Вся эта работа и путешествие в целом были бы невозможны без содействия целой группы лиц, среди которых мой отец, муж, сын, а также семья моего близкого друга и он сам, но их имена я вынуждена опустить из соображений конфиденциальности информации. Тем не менее, я глубоко благодарна им всем вместе и каждому по-отдельности как за проведенное время, так и за предоставленные фотографии, записи, пояснения и многочисленные материалы для работы над текстом.

Элена Элк


Александр Телалим, Татьяна и Шарль Илюз. Тропинка в садах

Зрители и слушатели



Alexander Telalim
Gallery on the Picasa-web
Alexander Telalim on the Facebook





Работы Александра Телалима

В раздел "Искусство"

В раздел "Наука"

В раздел "Мир"

На главную страницу


© El-Star
25.08.2013 р.Х.


Last update El-Star
26.08.2013 р.Х.