Елена Волкова, Владимир Юделевич

Выставка "Кража у неба" (часть 3).

Новосибирск, Академгородок,
Дом Ученых, выставочный зал.



Это продолжение. Предыдущее по ссылке.

Все фотографии, кроме общих, по клику увеличиваются в отдельном окне.
Из-за большого числа работ, мой фотоотчет разбит на много частей.
Сначала идут фотографии работ Волковой, потом Юделевича (по ссылке можно перепрыгнуть прямо на них). Поскольку работ Елены Волковой около 100 штук, что обеспечивает большой траффик, мне пришлось разбить даже эту часть еще на четыре.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Об открытии выставки можно посмотреть видео с "АкадемTV" и почитать взятое ими же интервью, которое ниже (под работами) приведено полностью с исправленными ошибками и опечатками. Там же ниже будет приведена статья из журнала, рассказывающая о Елене Волковой и текст, представляющий ее на выставке. На странице, посвященной Юделевичу, соответственно, текст с выставки о нем самом и искусстве э-ута.


Архитектор, живописец, график, знаток японской и китайской поэзии, мастер каллиграфии. В своих произведениях на шелке, французской кальке, бумаге хромолюкс она передает ощущения мгновений и перемен в нашей жизни.
Гармония, отраженная в творениях, чувствуется в каждом мазке через композицию и манеру письма. Автор, создавая циклы произведений: "Улыбка понимания", "Изгибы послушания", "Похвала шелку", "Яшмовые одежды", "Диалог культур", "Дегустаторы мудрости"... обращается к различным темам, затрагивает культуру Востока, касается золотого века французской поэзии.
Темы ее настолько разнообразны, что поражаешься многоликости увлеений и знаний. Еще одна из индивидуальных особенностей - новаторские идеи, технологии и невероятные приемы при исполнении замысла.
За всем этим стоит, разумеется, огромный труд и любовь к самому процессу воплощения идей. Возможность экспиримента с лаками, пигментами, авторской бумагой, японской тушью, раскрывают и перед художником, и перед зрителем новые горизонты в привычном восприятии произведения, заставляя окунуться в мир образов и поэзии, вкуса чайного листа и кофейных зерен, горьковатого перца и терпкости семян растений
Елена Волкова. Выставка "Кража у неба"


Елена Волкова. Выставка "Кража у неба"
Общий вид


Елена Волкова. Выставка "Кража у неба"
Общий вид


Елена Волкова. Притчи дзен. Рука судьбы
Елена Волкова,
Притчи дзен. Рука судьбы
Калька, золото на смолах, золото по воску

Елена Волкова. Притчи дзен. Цветочный дождь
Елена Волкова,
Притчи дзен. Цветочный дождь
Калька, золото на смолах, золото по воску

Елена Волкова. Притчи дзен. Чашка чая
Елена Волкова,
Притчи дзен. Чашка чая
Калька, золото на смолах, золото по воску

Елена Волкова. Притчи дзен. Первооснова
Елена Волкова,
Притчи дзен. Первооснова
Калька, золото на смолах, золото по воску

Елена Волкова. Выставка "Кража у неба"
Елена Волкова. Выставка "Кража у неба"

НЕ СПИ, ХУДОЖНИК

Наша беседа касается линии, созданной рукой художника и линии ЖИЗНИ каждого из нас, пространства композиции и пространства жизни, времени и действия. Что такое воплощение замысла для художника и воплощение наших мечтаний в обыденной жизни.
- Елена, что подразумевает художник под композицией?
- Понятие композиции - это понятие компоновки времени, пространства и действия. И человек как связующее звено. Только всякий раз это проекция времени и пространства на слуховые органы, зрительные.
Мы все время компонуем. И чеолвек, каждый сам по себе, устроитель своего времени, композитор своего жизненного пространства, событий и персонажей
-Елена, Вы на сегодняшний день известны как художник, чьи выставки неизменно востребованы зрителями и поклонниками. Но изначально получили высшее архитектурное образование. В юности зодчество было вам ближе, интереснее?
- Архитектура - это нечто более основательное в бытовом смысле, чем станковые вещи. И когда речь шла о выборе пути, мне архитектурное образование интуитивно представлялось как превосходное универсальное поле для того, чтобы найти свою меру и точного, и художественного. А художник должен нести в себе некое послание миру. Такой миссии я в себе не чувствовала. Разве можно выучиться на художника как такового? А в зодчестве есть целая разветвленная иерархическая система подмастерьев разного уровня, каким я себе и виделась в будущем.
Так как я всегда любила математику, геометрию - и это также повлияло на выбор профессии. Математика - это внутренняя музыка чисел. Архитектура - соединение красоты линии и красоты чисел. Понимание того, что я смогу быть полезной, буду на своем месте, и привело меня к выбору архитектурного образования. А господин великий случай - к специализации градостроителя и в институте, и в аспирантуре. Архитектурное образование, как замковый камень в арочной конструкции, замыкает на себе действительно далеко отстоящие дисциплины, держит их на себе через гармонию. Не случайно зодчество сравнивают с застывшей музыкой. И в нем есть сложный красивый баланс между анализом и интуицией. А проектирование - есть сложная композиция из времени, пространства, материалов, мыслей. Это восхитительно! Не случайно Бога называют архитектором Вселенной.
- Пути неисповедимы. И какая тропа привела Вас к графике?
- Язык архитектурного проектирования - линия. Подлинная любовь к линии во всех ее ипостасях - от детской каракули до звенящего смысла жизни в спирали Архимеда, соединяющей и разделяющей, - вот простая дорога. Для меня линии - мой родной мир, хаос и космос, мой "хаосмос".
ВОСХОДЯЩИЙ ГРАДУС АБСТРАКЦИИ.
- Елена, творческие термины всегда сложны для простого зрителя: композиция, линия, пятно. Пересекаются ли они с жизненными ситуациями?
- Линия и композиция в изобразительном искусстве. И композиция жизни, дня. Это то, в чем мы живем, и это выражено в музыке, архитектуре, графике.
Недаром стало появляться такое понятие: жизнетекст. И такие вещи, как линия, пятно, слово, музыкальное звучание - по сути дела, средства композции. Если говорить о композиции на листе бумаги, - это всякий раз проекция какого-то ожидания. Ожидание воплощения какой-либо визуализации, выведение своего внутреннего пространства на внешние носители.
В моем понимании, графика, которую я люблю больше всего, - это, по сути дела, и есть очень интимное выражение мысли, внутреннего мира. В самой графике есть восходящий градус абстракции. Если внимательно, серьезно заниматься теорией метафизики линий, то в древних китайских трактатах речь идет о красоте линий как таковой и о линии как следе и источнике энергии. Современные теоретические разработки, начиная с XVIII века, говорят о "красоте в глазах смотрящего". Все дело в оптике, в восприятии, в том, что мы все время имеем дело не с реальностью, а с психологией смотрящего.
И то, к чему пришли авангардисты в поисках энергии внутри свамой линии, - лишь возвращение к древним каллиграфическим трактатам: линия не описывает объект, а является проекцией внутренней энергии.


Елена Волкова. Бабочки Набокова. Почтамтский мостик
Елена Волкова,
Бабочки Набокова. Почтамтский мостик
Шелк, краски по шелку, тушь-суми, поталь, пигменты, роспись

Елена Волкова. Бабочки Набокова. Театральный мост
Елена Волкова,
Бабочки Набокова. Театральный мост
Шелк, краски по шелку, тушь-суми, поталь, пигменты, роспись

Елена Волкова. Бабочки Набокова. Летний сад
Елена Волкова,
Бабочки Набокова. Летний сад
Шелк, краски по шелку, тушь-суми, поталь, пигменты, роспись

Елена Волкова. Бабочки Набокова. Екатерининский канал
Елена Волкова,
Бабочки Набокова. Екатерининский канал
Шелк, краски по шелку, тушь-суми, поталь, пигменты, роспись

Елена Волкова. Бабочки Набокова. Демидов мост
Елена Волкова,
Бабочки Набокова. Демидов мост
Шелк, краски по шелку, тушь-суми, поталь, пигменты, роспись

Елена Волкова. Серебро Мандельштама "Недостижимое, как это близко"
Елена Волкова,
Серебро Мандельштама "Недостижимое, как это близко"
бумага, лаки, пигменты, гель, Витражный контур, маркер

Елена Волкова. Серебро Мандельштама "Когда подумаешь..."
Елена Волкова,
Серебро Мандельштама "Когда подумаешь..."
бумага, лаки, пигменты, гель, Витражный контур, маркер

Елена Волкова. Серебро Мандельштама "И букв кудрявых..."
Елена Волкова,
Серебро Мандельштама "И букв кудрявых..."
бумага, лаки, пигменты, гель, Витражный контур, маркер

Елена Волкова. Серебро Мандельштама "В самом себе, как змей..."
Елена Волкова,
Серебро Мандельштама "В самом себе, как змей..."
бумага, лаки, пигменты, гель, Витражный контур, маркер

Елена Волкова. Выставка "Кража у неба"

Елена Волкова. Серебро Мандельштама "Вооруженный зреньем острых ос..."
Елена Волкова,
Серебро Мандельштама "Вооруженный зреньем острых ос..."
бумага, лаки, пигменты, гель, Витражный контур, маркер

Елена Волкова. Серебро Мандельштама "Скажи мне, чертежник..."
Елена Волкова,
Серебро Мандельштама "Скажи мне, чертежник..."
бумага, лаки, пигменты, гель, Витражный контур, маркер

Елена Волкова. Серебро Мандельштама "На бледно-голубой эмали..."
Елена Волкова,
Серебро Мандельштама "На бледно-голубой эмали..."
бумага, лаки, пигменты, гель, Витражный контур, маркер

Елена Волкова. "Книга чая" Окакуро
Елена Волкова,
"Книга чая" Окакуро
Бумага хромолюкс, лаки, пигменты

Елена Волкова. "Книга чая" Окакуро
Елена Волкова,
"Книга чая" Окакуро
Бумага хромолюкс, лаки, пигменты

Елена Волкова. "Чай - напиток мудрых и терпеливых"
Елена Волкова,
"Чай - напиток мудрых и терпеливых"

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОДУКТ
- Елена, как Вы думаете, почему возникает непонимание между художником и зрителем?
- Когда автор страдает от отсутствия читателя, зрителя, слушателя... С этим сталкиваются все, кто что-либо создает. Если ты что-то создал, то непременно возникает вопрос: для чего, зачем? Вот есть вариант - для себя... И я не переживаю, что это никому не нужно. Здесь есть оттенок малодушия. Я боюсь показать свою вещь, вдруг мне будет больно. Потому что в глубине души я хочу, чтобы мне аплодировали, если это постановка - хотел бы, чтобы моя песня понравилась, и у картины постояли, посмотрели и сказали: "Ух ты!" Необходимо просто всякий раз решить для себя - насколько широкий зритель тебе нужен? Ты создаешь для узкого круга, для широкого, для близкого друга? Все очень честно - нашел отклик там, где искал, - вот и прекрасно!
- Самое главное, думаю, быть честным по отношению к самому себе?
- Всегда эти чувства очень намешаны, все это меняется с течением времени. Когда-то это непонимание может ранить... Но самое высокое то, к чему человек может вообще прийти, - это к свободе. Успешность не в том, какому количеству людей ты нравишься, как часто ты жужжишь, как часто ты вибрируешь. Это соответствие твоего замысла и твоего воплощения. Все дело в гармонии, в соответствии. Ты сам поставил себе задачу и получил продукт - творческий продукт.
ПОТРЕБА
- Творчество - такой же продукт, как нефть, кола, хлеб?
- Сейчас мы все называем продуктом. Раз мы стали обществом потребления, то мы все готовим на потребу. Забывая, что "треба" - древнеславянское слово и означает ни больше ни меньше - смерть! Мы употребили, мы съели и прикончили. В этом есть правда жизни. Съел и забыл, как желудок, и добра не помнишь. Но творческий продукт может быть актуальным. Он может, усваиваясь, навечно изменить тебя или хоть немного трансформировать...
Для творческого продукта идеально быть магическим, вечным: как раз те самые, сотворческие отношения с пространством и со временем. Вот, предположим, проза Бунина - выдерживает бесконечное число перечитываний. Она космична, волшебна, вечна. Какой-то продукт - как творческий коньяк - со временем все выдержаннее, а какой-то, глядишь, створожился, а свежий был чудо как хорош.
ИСКУССТВО - ЛОГИ
- Каждая Ваша выставка - открытие. Вы, постоянно экспериментируя, применяете новые материалы. Расскажите о них.
- Материалы и всевозможные их комбинации - прекрасный плацдарм, стимулирующий работу мысли. Самое ценное - поиск и баланс между контролем над материалом и неконтролируемостью, как танец, где ты ведешь или слушаешься ведущего. Очень захватывает, когда находишь неожиданные соответствия между древними, веками известными материалами и новыми, только увидевшими свет. Их возраст разделяют века, а в твоей власти устроить им свидание, соединив их в одной работе.
Так, например, отчего бы не ввести порошок пигмента из перламутра раковин, с IX века исправно служивший японским художникам мерцающими белилами, в витражную краску на смолах, свежесочиненную французской фирмой, - тут и Восток, и Запад, и диалог времен, и ты, такой изобретательный... Но никто не гарантирует, что изо всех твоих затей не выйдет примитивной плоской неудачи, и этот риск входит в правила игры и служит славной солью.
Есть восточное понятие - кража у неба, означающее примерно такое вхождение в материал и его природу, такое слияние с потоком вещей, когда художник слышит материал, а тот послушен ему, когда случайность и намеренность, контроль и свобода в мгновенной точке равновесия, нераздельны. Вот в таком похищении, пусть и мимолетном, хотелось бы быть замеченным.
Елена Волкова. Выставка "Кража у неба"

Елена Волкова. Выставка "Кража у неба"


Елена Волкова.
Елена Волкова

Елена Волкова. Елена Волкова.

Елена Волкова.

Елена Волкова.

Елена Волкова.


окончание следует...

Часть 1. Графика
Часть 2. Природа
Часть 3. Бабочки Набокова и Серебро Мандельштама

Яндекс.Метрика




в раздел "искусство"

возврат на начальную страницу сайта


© El-Star
02.05.2012 р.Х.

Последние изменения El-Star
02.05.2012р.Х.