Е.В. Глебов

Новосибирский государственный медицинский университет.

 

Эсхатология современности: угроза или надежда?

 

Аннотация: Массовые ожидания «конца света», которые обострялись каждые несколько лет, в 2011 и 2012 годах достигли стадии всемирной психической эпидемии. Вовремя не купированные психические травмы могут привести к последующим внезапным психическим расстройствам, в том числе вспышкам агрессии. В ближайшие годы не исключена вспышка массовых эсхатологических фобий, и гуманитарному сообществу необходимо поставить эту проблему в центр своего внимания.

Ключевые слова: эсхатология, изменённые типы рациональности, проблема терапии, этические категории.

 

Серьёзная философская проблематика, становясь объектом рассуждений обыденного сознания, может повлиять на адекватность рассуждающего субъекта. Массовые ожидания «конца света» в конце ХХ – начале ХХI вв., которые обострялись каждые несколько лет, в 2011 и 2012 годах достигли стадии всемирной психической эпидемии. После 21.12.2012, даты «майянского пророчества» (предыстория его возникновения в массовом сознании весьма интересна, по требованию может быть изложена отдельно) формально истерия стихла, однако сами эсхатологические настроения, а особенно причины массовости их, не изжиты и в академическом сообществе не обсуждались. Однако ажиотаж вокруг Чебаркульского болида показал, что адекватность потеряна даже в академических кругах, не говоря уж о сообществе экспертно-спецслужебном. Как можно было забыть, что плотность воздуха с высотой экспоненциально убывает? Барометрическая формула Лапласа, из обычной школы. В результате мощность взрыва по расчётам НАСА (12 процентов учёных США, работающих по госконтрактам!) была завышена минимум в 28 раз, а до стократного коэффициента довести постарались вполне образованные журналисты. И в результате кроме 300 пострадавших от последствий ударной волны, ещё более 1000 человек обратилось в больницы с психосоматическими расстройствами весьма широкой этиологии – от сердечных до расстройств мочеполовой системы. Какое счастье, что никакой метеорит не был зафиксирован 21 декабря 2012 г. Точнее, никакой из примерно 4000 зафиксированных не попал в новости СМИ. Психологи знают, что вовремя не купированные психические травмы могут привести к последующим внезапным психическим расстройствам, в том числе вспышкам агрессии. Весьма релевантным примером является цепочка «концов света» от середины 980-х по 1033 г. Некий монах открыл Библию в случайном месте и прочитал, что для Бога тысяча лет как один день (2 Пет. 3:8). Казалось бы, обычное гадание по книге, но следует учитывать психологию того времени. Гадание (мантика) это языческое действо, и для нормального христианина предосудительно, тем более для компетентного в этом монаха. Мучимый сомнениями в своей адекватности и в нормативной ценности своих действий, он ещё раз повторил операцию. Увидел текст, где Христос говорит своим ученикам «я приду завтра», построил нехитрый силлогизм (точнее, сорит), и решил, что второе пришествие Христа, сиречь конец света, состоится в 1000 году. Действительно, Христос Бог, следовательно, завтра это через тысячу лет. А Второе Пришествие – это конец света. И с начала 980-х по Европе понеслась весть, что достаточно ещё немного потерпеть… К сожалению, в доступных источниках не отражено (может быть, виновата недостаточная эрудиция автора данной статьи), была ли это идея известна и послам Руси, выбиравшим вариант монотеизма. Если да, то это могло послужить дополнительным негативным подкреплением князю Владимиру относительно варианта с католицизмом. Разумеется, нет никакого смысла менять религию и устраивать великие пертурбации в государстве, если вот-вот наступит полная перезагрузка. Тем более что православная эрзац-эсхатология предлагала вариант с концом света в 7000 году от сотворения мира, т.е. в 1492 от рождества Христова. Во всяком случае, в 999 году многие крестьяне Европы осенью ничего не посеяли, много ремесленников распродавали товар, но не озаботились поставками сырья, а бароны и вовсе пировали беспрерывно. Порядочные богатые раздали деньги бедным, непорядочные себе ни в чём не отказывали. Хронисты пишут, что это делали все, но даже если сделать поправку на эмоциональную заражённость  учёной братии, что тоже важный симптом процесса, в любом случае цикл производство – распределение – потребление – новое производство оказался подорванным. Коллапс не коллапс, но спад экономике грозил серьёзный. Впрочем, самое интересное началось на утро 23 марта (до григорианской реформы большинство европейских государств новый год начинало с весеннего равноденствия). Никто не стал искать виноватого ни среди возможных инициаторов сорита, ни среди распространителей слуха. Задумались о том, где же они ошиблись в рассуждениях лично. И достаточно быстро поняли: так ведь нулевого года не было! Ждём конца света в 1001 году. Некоторому оживлению экономики поспособствовал деятель, вычитавший в Библии, что при конце света люди «восстанут из гробов». Закупали (брали в кредит, выпрашивали, воровали и т.п.) гробики для папы, для мамы, для себя, для детей. Цветочками украшали, красиво раскрашивали, ссорились, на кого первым Христос глянет. И в ночь перед Новым 1002-ым годом радостно залегли в гробы. И когда благополучно начался Новый 1002-й год, опять практически никто физических виновников не искал. Ошибка явно была допущена в рассуждениях, и её быстро вычислили. А сколько лет было Христу, когда он сказал, что придёт завтра? 33, так что ждём 1033 года. Конечно, уже далеко не все. Часть стала формировать секты, или по Л.Н. Гумилёву, антисистемы. Большая часть внешне успокоилась и вернулась к традиционной форме существования, затаив в душе «внутреннее хамство», как оценил такое состояние психики М.С. Салтыков-Щедрин. И вот на Пасху 1033-го года в Рим собралось более 1300 тысяч человек. Но ведь это был не республиканский или имперский Рим. Это был средней приличности, для Средневековья, город, населения которого в 30 тысяч достаточно, чтобы обслуживать курию, но далеко недостаточно даже для размещения нескольких сотен тысяч приезжих, а тем более чуть не полтора миллиона фанатиков (население всей Европы тогда было около 100 млн.), при этом большинство из них в предвкушении конца света сами себе простили заранее грехи.

Всех спас Григорий IV. Его речь была полна благости, риторической уместности и учёта менталитета аудитории. В современной слегка ёрнической интерпретации он сказал примерно следующее: «Ну, вы тут кто такие? На себя посмотрели и подумали, придёт к таким обормотам Христос или ему больше делать нечего? Если Бог решит устроить Конец Света, наверное, Он сначала предупредит Папу, а не толпу идиотов, которые Библию пару раз в жизни видели. Короче, когда понадобитесь, вас вызовут. Кабаки в честь Пасхи открыты, все свободны». И с тех пор, следует заметить, ни одно сообщение о конце света не исходит от католических стран. Надо будет, Папа Римский сообщит. Тем более, у него сейчас и Интернет есть. Все эсхатологические ужастики продуцируются только в тех регионах, где «каждый сам читает свою Библию». Однако именно эти регионы – страны – субкультуры последние 200 лет доминируют в СМИ (СМАРД) и, соответственно, в массовом сознании. И производят в нём необратимые изменения системы метафорических деформаций сознания. Любые попытки социологов и психологов исправить ситуацию приводят к неадекватным склейкам лакун аксиологических установок. К настоящему времени мы имеем экономическое подкрепление устойчивой мотивации значительной доли элитарных групп к конвейерному производству эсхатологических «новостей». Следует ли сказать спасибо, что на ближайшие полгода конвейер встал на ремонт и профилактику?

Изменение типов рациональности, включая латентные разрывы мотиваций, весьма беспокоит философов и социологов. Особенно если это происходит по причинам, которые не могут быть выявлены с помощью стандартных методов социально-экономического анализа. В настоящее время доминирующим методом является опрос. Даже пресловутый «Дельфи» всего-навсего опрос экспертов (самоназначенных, как правило). Даже индекс экономической перспективы тоже простой опрос менеджеров. Затем результаты опроса подвергаются примитивным математическим манипуляциям: построение гистограммы, процентная диаграмма, временной график. В качестве особого изыска, только от великих профессионалов-профессоров можно иногда получить кластерный анализ по трём параметрам. К каждой диаграммке положен копирайт, иначе кто же владелец столь ценной информации, не программа же Excel и не лаборант, печатавший цифирки в таблицу. Автор, конечно, слегка утрирует ситуацию, но клянётся своим экспертным знанием в области поведения экспертов, что именно слегка. Таким образом, в данный период изменённых типов рациональности в базисной конфигурации имеется 4 (перечислены от примитивных к неадекватным):

А) имитация стандартной интеллектуальной деятельности с целью освободить себе личное время для участия других разнообразных развлечениях. Примеры реализации: профессура ВЭШ, вынос плащаницы, защита диссертаций чиновниками.

Б) использование имитации научной деятельности для предприятий, нарушающих уголовный кодекс и/или базовые моральные нормы без риска для жизни. Примеры реализации: бывший председатель ВАК, бывший ректор ГУУ, «пермские подземные сидельцы».

В) выход за пределы научной деятельности с продолжением апелляции к авторитету научного сообщества. Примеры реализации: Березовский, премьер-министр, бывший министр обороны ФРГ и т.п.

Г) планирование использования техник работы с изменённым состоянием сознания (ИСС) для модификации не устраивающей их реальности. Планировщики, как правило, не учитывают факт (достоверную серию наблюдений) того, что ИСС обладают самозатягивающим эффектом, и всё заканчивается весьма печально. Примеры реализации: Дж. Лилли, тоталитарные секты класса «АумСёнрикё».

Подавляющее большинство инициаций эсхатологических новостей производится именно комбинациями перечисленных изменённых типов рациональности и обслуживающих данное сообщество экспертов.

Данная проблема нуждается в открытом обсуждении. Рассмотрим возможные сценарии развития проблемы и роль эсхатологической проблематики в трансформации культуры современности. Оптимистический сценарий предполагает, что наконец сработает «эффект пастушка», и мы наконец на выкрики «теперь правда конец света», будем лишь смеяться. К сожалению, история учит лишь тому, что она ничему не учит. Бóльшая вероятность умеренно оптимистического сценария: на некоторое время мы избавлены от «концов света», но не навсегда. Этот период может быть достаточно долгим, поскольку основной контингент дискутантов эсхатологии составляла молодёжь возраста 15 – 20 лет. Можно надеяться, что «эффект пастушка» при жизни этого поколения избавляет грядущие десятилетия от массовых психических эпидемий. К сожалению, значительная доля современной молодёжи обладает так называемым клиповым мышлением, и события 2 – 3-х летней давности они искренне не помнят. Поэтому рецидив не исключён, и даже достаточно скоро. Ведь почему в католических странах и в среде воцерковлённых православных нет эсхатологического психоза, несмотря на то, что важной частью именно их культуры является Откровение Иоанна Богослова? Просто в подготовку будущих священников входит навык раннего распознания эсхатологической угрозы и методы её гашения. Все обсуждения появления признаков конца света перенесены в узкий круг особо подготовленных теологов, которые руководствуются модифицированным применительно к данному случаю, принципом Оккама «не создавайте в массовом сознании трудностей сверх необходимого», и не выносят на публику свои рассуждения. Современное светское общество не имеет даже зачатков такой структуры, и вынужденно реагировать post factum. Тем более что запрет на обсуждение какой-нибудь темы противоречит демократической парадигме и даже сама мысль об обсуждении возможности постановки вопроса о таком запрете вызовет немедленную контратаку либерального сообщества, а ведь они и являются контролёрами абсолютного большинства СМИ и других каналов распространения новостей. Просто назло «фундаменталистам и традиционалистам» начнут раздувать эту тему. Кстати, следовало бы выяснить, не является ли серия «концов света» 2011 и 2012 именно такой контратакой в ответ на робкие попытки некоторых иерархов намекнуть, что никаких оснований связывать кризис 2008 года и Апокалипсис, нет. Ведь на самом деле множество сектантов провозглашают конец света чуть не каждый день, но резонанс получают единицы раз в несколько лет.

Умеренный сценарий предполагает, что к гашению продуцентов эсхатологических новостей подключатся крупные экономические акторы, которым в условиях стагнации, грозящей свалиться в новый финансовый обвал, необходимо оптимистическое настроение потребителей товаров длительного пользования. Действительно, кто извлёк экономическую выгоду от 21.12.12? Небольшое количество владельцев залежалых спичек, соли, мыла и верёвок. Интересно, что значимого роста потребления алкоголя в западных странах не наблюдалось, в России такая статистика не собиралась, а жаль. А вот финансисты и производители потерпели ущерб, и, хотелось бы надеяться, извлекут из этого урок. К сожалению, горизонт планирования у крупных корпораций недалёк, и высший менеджмент не меньше (если не больше) подвержен массовой истерии, чем обыватель.

В связи с этим есть необходимость обсудить пессимистический сценарий, даже если предположить, что вероятность его появления в ближайшее время невелика. Может быть, это субъективное мнение группы лиц, согласных с автором, но ведь не видно никаких сил, работающих на понижение этой вероятности. Она и сама-то по себе не маленькая, а если учесть синергетическое влияние других психоразрушающих факторов, и отсутствие противодействия значимых социальных институтов, то возможно и повышение такой вероятности. Необходимо обсудить вариант, когда синхронно возникнут несколько психических эпидемий разной этиологии. Необходимость такого обсуждения носится в воздухе, и даже предпринимаются некие попытки такое обсуждение организовать. К сожалению, известные мне диспуты на эту тему ведутся с постмодернистских позиций, и, таким образом, скорее работают на пессимистический сценарий. Недавно прошедшая в Москве конференция «21-е Банные чтения НЛО» тому пример. Начиная прямо с названия: НЛО – это издательский дом «Новое литературное обозрение», который свои первые чтения провёл в бывшем здании редакции в Банном переулке. Темой конференции были как раз личные и социальные психотравмы нашего времени, проходила она с участием мэтров российской и западной гуманитаристики. Любителям чёрного юмора рекомендуется прочесть. Проблема только в том, что для наиболее полного восприятия «надо быть глубоко воцерковлённым постмодернистом», как выразился один из участников, Кевин М.Ф. Платт. Тем не менее, если постараться извлечь рациональное зерно, можно понять озабоченность экспертов большим количеством накопленных психотравм, терапией которых никто не занимается. По данным известного психотерапевта А. Сосланда, в России не складываются эффективные психотерапевтические школы, низка и культура взаимодействия психолога и пациента. Проведённые под моим руководством студентами НГМУ недавние исследования подтверждают это на новосибирском материале. И эсхатологическая травма может послужить той соломинкой, которая переломит хребет верблюду общественного сознания. Ведь не случайно за «концами света» тысячных годов последовали истерии Крестовых походов, включая самый ужасный из них Крестовый поход детей.

Таким образом, в ближайшие годы не исключена вспышка массовых эсхатологических фобий, и гуманитарному сообществу необходимо поставить эту проблему в центр своего внимания.

 

Литература:

 

1.      Глебов Е.В. Скептическая дилемма и проблема обоснования этических категорий. // Философия: история и современность. Новосибирск, 1998, стр. 175 – 188

2.      Ласовская Т.Ю., Короленко Ц.П., Сарычева Ю.В., Яичников С.В. Распространённость, диагностика и клиника пограничного расстройства личности. – Новосибирск: ООО «Печатный дом Новосибирск», 201

3.      Gregorovius.GeschichtederStadtRom. Stuttgart, 1873.Bd. VII.

E. V. Glebov

Eschatology of modernity: threat or hope?

 

Abstract: The massive expectations of the "End of the world", which have been magnified every few years, in 2011 and 2012 reached a stage of psychic epidemics worldwide. Time unwrapped trauma can lead to subsequent sudden mental disorders, including outbreaks of aggression. In the coming years is not excluded eschatological A mass of phobias, and the humanitarian community need to put this issue at the center of their attention.
Keywords: eschatology, altered types of rationality, the problem of therapy, ethical category.